Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


40


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  40

Срисуй кишки в их местоположении и отдели их локоть за локтем, локтем связав сперва концы отделенного и остающегося; и, отделяя их, срисуй края брызжейки; где ты отделяешь часть кишок, и, зарисовав расположение этой брызжейки, срисуй, ветвление ее кровеносных жил, и так ты постепенно проследуешь вплоть до конца; и начнешь с прямой кишки, и попадешь вверх с левой стороны к тол­стой кишке. По сперва убери долотом лонную и под­вздошную кости.Обучавшийся вместе с Леонардо и старший его семью годами Пьетро Перуджино не одобрял занятий анатоми­ей, но не из благочестия или боязни, которыми не обла­дал, а потому что считал их бесполезными. При этом он ссылался на Донателло, который правдоподобием фигур превзошел древних скульпторов, хотя в анатомии мало что смыслит. Что же касается Фидия, Мирона или Поликлета, то ведь и они не имели возможности вскрывать людей, поскольку греческое суеверие этого не опус­кало, и наблюдали голых в гимназиях. Остается добавить, что Гален приобрел caмые изумительные познания, вскрывая мертвых свиней, собак и других животных и пользуясь воображением, которое можно назвать узнающим или действующим по аналогии. Но, хотя времена меняются и давно не случалось, чтобы во Флоренции превосходили занятия анатомией, злобствующие невежды всегда будут существовать, и их следует остерегаться. Если над­зирающие за кладбищем монахи сговорчивы, обращаться с мертвецом непросто, и тут нужны всяческие предосто­рожности, когда приходится опасаться людей хорошо зна­комых и доброжелательных.Страх мертвого тела бывает настолько велик, что уничтожает всякую сдержанность и воспитание, да и безраз­лично, криком ли такой испугавшийся оглашает окрест­ность или наговаривает кому-нибудь на ухо. Поэтому когда Леонардо, желая участвовать в ночном анатомиче­ском сеансе вместе с братьями Антонио и Пьеро Поллайоло, державшими мастерскую по соседству, на этом на­стаивал, братья соглашались с неохотою. Согласившись же, удивлялись, что юноша действовал без малейшей ро­бости, показывая, напротив, большую сноровку, как если предварительные понятия об анатомии были заранее вло­жены в его память. Но этому нечего удивляться: тaм, где один созерцает без пользы, другой ухитряется приобрести подобие практики. Тут отчасти прав Перуджино, счи­тающий занятия анатомией излишними, поскольку человек, обладающий интуицией и воображением, ей научается, ощупывая собственное колено или стопу, или наблю­дая , за голыми в банях, или при купании в реке, или благодаря аналогии, присутствуя, когда забивают свинью или другое животное и затем разделывают тушу. В то время мясник, действуя топором как анатомическим инструментом, ничего такого не приобретает и не усваивает.Действительно, поскольку хорошему мастеру, как До­нателло, достаточно поверхностного наблюдения мышц, зачем ему устройство прямой кишки и других отврати­тельных, зловонных органов, которые не проявляются сна­ружи? Братья Поллайоло отчасти привыкли терпеть дур­ные запахи, иначе невозможны подобные ночные занятия; но если исследователи, каких справедливо называют соба­ками ищущими, проникнув в брюшную полость, рассмат­ривают и перебирают пальцами свернувшийся в виде уда­ва кишечник или вскрывают прямую кишку, распространившееся зловоние не оставляет братьям другого выхода, кроме как, зажав нос, с проклятиями удалиться.Откуда же у юных чувствительных душ такая стой­кость к ужасному, чего не выносят более простые и гру­бые души? Леонардо мог бы на это ответить следующим образом:— Всякое сведение, достающееся трудолюбивому и внимательному человеку, не только его не обременяет, но с пользою проявляется в произведении. Пусть уходят Антонио и Пьеро Поллайоло, которые ошибочно думают, буд­то господь, как и они, отворачивается и зажимает нос, если ощущает зловоние; и что он поручает кому-то другому создание вещей, кажущихся вам отвратительными и ужасными. Вот подобно разбитому сосуду распластывается мертвое тело при вскрытии; вино разлилось и испачкало черепки, в таком виде не дающие правильного представ­ления об истинной форме разбитого. Но не одна только поверхность и мускулы в движении достаточны и инте­ресны для восстановления формы в ее целости и красо­те; как бы там ни высказывался греческий Деметрий Полиоркет Разрушитель городов, бурление внизу живота вы­ражает мысль бога вместе с прекрасным церковным пе­нием. Только тому будет прощен грех и величайшее иску­шение краткости, кто до этого не убоялся выслушать уто­мительную и монотонную, как набегающие одна за дру­гую морские волны, речь своего создателя во всей ее полноте и подробностях, которые невозможно перечислить, Если же братья Поллайоло удаляются, а с ними вместе и тот, кто, как они, полагает, будто бы определил предел необходимого знания, другие, более проницательные, оста­ются трудиться и бодрствовать, ожидая великого преобра­жения, когда живопись, «тонкое изобретение, которое с философским и топким размышлением рассматривает все качества форм», из робкой служанки превратится в зван­ную госпожу, а из механического искусства в благороднейшую науку. Ведь посредством своих инструментов, каким являются глаз и рука, живопись не только успеш­но доказывает первородство перед другими науками и занятиями, но соединяет их все в круге знания, подобно громаднейшей верше, заполняющей изнутри пределы вселенной: сквозь ее ячеи ложь сцеживается, а истина остается, составляя улов.Однажды наутро после анатомического сеанса Пьетро Перуджино по своему обыкновению дерзко и насмешли­во спросил Леонардо, почему у него утомленный вид глаза красные, словно их терли перцем. Тот отвечал:

— Устрица во время полнолуния вся раскрывается, когда краб ее видит, то бросает внутрь ее какой-нибудь камешек или стебель. И она не может закрыться и становится добычею краба. Так же и человек, не умеющий xранить тайну, становятся добычею лжецов и недобро­желателей.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ