Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


76


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  76

Сделай крышку для нужника наподобие дверцы, ко­торой священники пользуются при исповеди, и, привесь груз. Тогда дашь ей возможность легко открываться и плотно закрываться и тем воспрепятствуешь распростра­нению дурного запаха.Пьеро да Винчи продал дом на улице Гибеллинов и приобрел другой во Фьезоле, больших размеров, посколь­ку семья увеличилась: хотя после усилия, истраченного на его настолько необыкновенного первенца, понадобил­ся перерыв в двадцать четыре года, впоследствии Пьеро удались девять сыновей и три дочери. Что касается его здоровья и крепости, их сохранению способствовал при­ветливый и незлобивый характер сеньоры Лукреции, тогда как покойная Маргарита ди сер Гульельмо при ее жизни непрестанно донимала нотариуса своими придир­ками. Также и дети от предыдущего брака имеют неблагообразную внешность, угрюмы и неловки в движе­ниях, дети же синьоры Лукреции миловидны и отли­чаются живостью и добротой. В целом же Пьеро удов­летворен результатами своего упорства.— Возможно ли произвести настолько громадное пле­мя, подчинившись требованиям Савонаролы о воздержа­нии в браке? - восклицает нотариус, в то время как не­которые из семейства присутствуют за обеденным столом вместе с женами и малолетними детьми.Кухарка ставит на стол блюдо с дымящимися колба­сами, и помещение заполняется запахом насыпанных сверху горячего листьев петрушки. Тут Леонардо провоз­глашает:— Многие сделают собственные кишки своим жили­щем и будут в нем обитать.Пьеро ужасается. Новый пророк разъясняет, что он имеет в виду очищенные истончавшиеся свиные кишки, тою же свининой наполненные. Пьеро смеется вместе с другими, испытывая как удовольствие, так и смущение ужаснейшие.Что касается другого пророка, с которым здесь будто бы соревнуются, голос фра Джироламо продолжает зву­чать и монах продолжает обвинять и совестить граждан Флоренции, действуя с того света. Безразлично, ненави­дят его, поклоняются его памяти или, как сер Пьеро, не имея устойчивого мнения, придерживаются большинства, одинаково все отвечают звучащему голосу и вступают с ним в пререкания или поддакивают согласно. Среди про­хожих на улицах упорствующих сторонников Савонаро­лы можно признать не только по куколям — остроко­нечным, наподобие монашеских, башлыкам с длинными концами, оборачивающимися вокруг шеи, ивой раз как звезда белым днем, отражающаяся в глубоком колодце, холодит и пронизывает душу чей-нибудь укоризненный взгляд. Но таков воздух Флоренция, что сожалеющие о казни монаха и согласные с его проповедью скоро воз­вращаются к привычному образу жизни и развлечениям. Хотя причиною здесь не исключительно воздух, но при­рода человека, который в отличие от Хамелеона или Протея, меняющих вид целиком, способен изменяться частями так, что одна часть скорбит, а другая припля­сывает, а третья остается в недоумении.Сандро Боттичелли, когда Леонардо его навестил, так выразился о положении в городе:— Совершив громадное зло, магистраты и другие виновные настаивают, что вынуждены были необходи­мостью. Но плод, однажды упавший, раскрывается, внутренность его рассеивается, и семена прорастают даже и на каменистой необработанной почве: хотя у многих правда в сердце, но молчат уста, — заключил он стихом из «Божественной комедии». Между последователями Са­вонаролы меньше оставалось простых невежественных женщин или детей, выставляемых иной раз примером истинного благочестия; напротив, люди, выдающиеся в своем деле и ученые, больше других сожалели о его ги­бели.Живописец Бартоломео делла Порта от огорчения по­стригся и поступил в монастырь Сан Марко, где домини­канец был настоятелем, и прекратил занятие искусством, как его другие монахи не уговаривали. Когда в свое время Савонарола устраивав громаднейшее из всех со­жжение суеты, или предметов, не отвечающих правилам благочестия, и люди бросали в костер игральные карты, маски, помаду и прочее, этот Бартоломео побро­сал и сжег и многие свои произведения и рисунки, если там было изображено голое тело. Что обнажается, помимо лица и ладоней рук, доминиканец преследовал как непристойное; Бартоломео же, обучаясь на античных фигурах, которые нередко полностью голые, в этом так пре­успел, что умением приблизился к Леонардо, чьи сохра­нявшиеся во Флоренции рисунки прилежно копировал. И тут огромная потеря для всех и мучительное пережи­вание для самого живописца: кто обучался какому-либо искусству, имея перед собой образец, чтобы ему подра­жать в каждой незначительной мелочи, легко себе пред­ставит, как чувствительная душа переполняется жестом любимого мастера — божественной круглостью, и как ей бывает больно, когда уничтожаются наиболее совершен­ные произведения рук ее обладателя.Поведение и поступки Бартоломео далла Порта, а с другой стороны, его живопись свидетельствуют, что про­тиворечие свило гнездо из разнообразных склонностей этого человека, любимого за его добродетели: был он — поясняет Вазари — от природы спокойным, добрым и богобоязненным, избегал предосудительных дел и охот­нее всего слушал проповеди. В то же время биограф указывает, что его фигуры непосредственны в своем порыве, выразительны и написаны в смелой манере, и он желает показать, что умеет придать им силу. Однаж­ды, когда Бартоломео написал израненного св. Себастья­на с нежным выражением лица и соответствующей кра­сотой и законченностью и картина была выставлена в церкви, монахам стали попадаться на исповеди женщи­ны, согрешившие от одного взгляда на красоту и сладострастное правдоподобие живого тела. Поэтому, убран из церкви, картину поместили в капитуле, хотя такого воздействия скорее можно было ожидать от произведе­ний Сандро Боттичелли, преданного любовным страстям, решительного и дерзкого человека. Мы видим, однако, что его искусство, напротив, продолжает укрепляться в качествах совершенно понятных, когда всеобщим кумиром была Симонетта Веспуччи с ее бледностью и фигурой, которая, если наблюдать сбоку, казалась похожей на вопросительный знак, поскольку живот выдавался вперед, а плечи сутулились. Но от ее смерти прошло около два­дцати пяти лет, и теперь подобную фигуру редко можно встретить на улицах, так как, едва ли не по примеру подобных св. Себастьяну произведений фра Бартоломео, в моду вошла полнота и другие проявления телесной кре­пости. Если же скажут, что Бартоломео о том не заботил­ся и не на это рассчитывал, но желал возбудить наибольшее благочестие, так ведь и Савонарола не того ожидал, выступая с кафедры как обвинитель, что подобным сильному ветру глухим голосом одновременно сдует кисейные завитые изящными кольцами повязочки и ко­леблющиеся как бы в изнеможении цветки на лугах, и что этим же ветром наполнятся и округлятся мелкие то­щие формы, a расположение складок станет более вели­чественным, как если живописцы, убирая манекены, вза­мен кисеи стали пользоваться тяжелыми плотными тка­нями. Впрочем, о проповеднике надо судить не только имея в виду, что он проповедует; так, на его родине, в Ферраре, рассказывают, будто Савонарола принял по­стрижение из-за любовной неудачи: каким именно обра­зом это связано с его убеждениями, немаловажный во­прос.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ