Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ПРИМЕР РАССУЖДЕHИЙ


Главная  →  Интерактив  →  Уроки с Леонардо да Винчи.  →  Урок 17. Распространение звука  →  Пример рассуждений

Высказывания Леонардо да Винчи по этой проблеме находятся в статьях: 340.A.19v.; 341.C.16r.; 342.A.9v.; 345.A.61.r.; 4654.T.P.11; 315.B.6r.

Закон отражения для световых лучей был открыт ещё Евклидом примерно за 300 лет до нашей эры, Леонардо да Винчи на основе своих умозаключений о волновом родстве световых, звуковых и тепловых колебаний распространил этот закон и для звука.

Он не понимал, что характер колебаний света и звука разный. Он не сумел сделать правильные выводы из того, что скорости распространения у световых и звуковых колебаний существенно отличаются друг от друга. А это отличие он не мог, хотя бы качественно, не заметить в процессе своих экспериментальных исследований звуковых колебаний во рву замка св. Ангела.

Он наблюдал также, что такие явления, как ветер, дождь и др., сильно влияют на распространение звука. Поэтому, говоря о том, почему направление прихода световых лучей человек может определить значительно - точнее, чем направление прихода звуковых колебаний, Леонардо всё сводит к тому, что звуковые колебания менее прямолинейны.

В самом деле, ведь ему было ещё очень далеко до таких понятий, как длина волны. Он не мог понять, что размеры глаза, выраженные в длинах волн, настолько велики, что в пределах этих размеров глаз представляет собой хорошо направленную систему (Направленность системы определяется соотношением между эффективной площадью излучателя или воспринимающего устройства и длиной волны).

Расстояние между ушами человека, выраженное в длинах звуковых волн, примерно в миллионы раз меньше, чем аналогично вычисленные оптические размеры глаза. Это в основном определяет, почему человек умеет определить направление прихода световых волн несравненно точнее, чем направление прихода звуковых колебаний.

Очень своеобразным, далеко опередившим свой век, является утверждение Леонардо да Винчи, приведённое в статье 464.Т.Р.11. В нём изложен принцип независимости распространения разных звуковых колебаний. Много времени спустя Гюйгенсом был сформулирован этот принцип для световых колебаний, который получил название принципа наложения (суперпозиции). В последующем этот принцип был распространён на все виды колебаний, действующих в среде, свойства которой не изменяются от того, находится ли данная среда под воздействием этих колебаний или нет. Говоря об этих явлениях, составляющих большой раздел теории колебаний, незаслуженно умалчивают о том, кто в действительности первым сформулировал принцип наложения.

Приведённое в статье 315.В.6r. утверждение Леонардо является ещё одной иллюстрацией не раз приводимой в этой книге мысли, что даже в процессе теоретических исследований от Леонардо да Винчи не ускользали возможности практического использования тех идей, над которыми он в данное время работал.

Идея звуковой трубы для увеличения чувствительности человеческого уха, сформулированная в 315.В.6r., была вторично открыта в XVII в. Нет данных о том, в какой степени повлияли на это вторичное открытие записи Леонардо да Винчи.

Выводы:

В своих работах по звуковым колебаниям Леонардо да Винчи распространил сформулированный Евклидом закон отражения света на случаи звуковых колебаний.

Он также впервые сформулировал принцип наложения (суперпозиции) звуковых колебаний в том виде, в каком много позже его это сделал Гюйгенс для световых колебаний.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ