Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


РАССУЖДЕHИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. 3


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2.  →  Рассуждения и доказательства. 3

Но его рассуждениям и доказательствам свойственен один элемент, из которого мысль и фантазия Леонардо черпали свои самые сильные импульсы и побуждения, именно, элемент полемический. Почти необозримая масса фрагментов обязана своим происхождением полемике, и каждый из них приобретает благодаря этому характер спора, и следовательно, и доказательства. Противники, с которыми спорит Леонардо, либо мнимые, либо действительные, а в последнем случае то называемые им, то не называемые лица из истории философии и естественных наук или из более близкого и далекого круга современных ему исследователей. Какое-нибудь мнение Пифагора, Эпикура, Витрувия, Плиния, Андреа из Имолы, Леона Баттиста Альберти и других известных и неизвестных исследователей и мыслителей побуждают его обсуждать это мнение в свете своего собственного опыта, чтобы его отвергнуть [О названных авторах см. Sоlmi, Fonti, соответствующие статьи.]. Но в большинстве случаев противник (,,avversario") не назван, и на долю исследователей источников Леонардо выпадает тогда задача установить его личность [Этой задаче посвятили себя Сольми (Fonti) и Дюгем (Etudes и Origines), пришедшие к своим всем известным результатам.]; или он служит для Леонардо лишь символом заблуждения [Прекрасный пример этого см. у Рихтера, т. II, § 985 (см. также следующие за этим параграфы).]; или это читатель его труда; или это, наконец, только диалектический статист, задача которого заключается в том, чтобы подчеркнуть особенно ярко взгляды художника, оживить спор и каждый раз снова возбуждать его [Во всех рукописях Леонардо имеются многочисленные примеры этого. Приведем, в частности, следующие места из них: Рукопись A, fol. 41 v., 42v., 48v., 81 r., 85 v.; M, fol. 26 r. и v. 27 v.; Е, fol. 1 v., 21 r.. 32 r., 48 v., 56 v., 69 r., 73 r., 74 v. J fol. 12 r., 16 v. Кроме того см. полемические фрагменты у Рихтера, т. I, § 10, 79, 162, 286; т. II, § 833, 873, 879, 896, 900, 901, 942, 943, 946, 966, 970, 986, 987. 989, 990, 991, 1113, 1207, 1310, 1213.]. Во многих случаях полемические фрагменты являются реминисценциями имевших фактически место споров, о которых нам сообщает Вазари и красноречивым свидетелем которых является так называемая „Academia Leonardi Vinci" [Об академии Леонардо см. выше, стр. 153 и след. Вазари в различных местах своей биографии Леонардо говорит об убедительности его аргументация и об успехах в спорах. Все эти места перепечатаны в новейших биографиях художника.]. Поэтому большинство рассуждений Леонардо представляет, так сказать, потенциальные и зародышевые диалоги, источник которых мы должны искать в фактах его биографии, а не во влияниях Платона или Николая Кузанского. Было бы также ошибочно видеть в них намерение художника написать весь свой труд в виде диалога, ибо названная форма есть продукт данного момента и случая, как почти все написанное Леонардо. Краткость и сжатость его аргументации, а также полемические средства и приемы, которыми он обыкновенно пользуется, указывают на самостоятельное значение и законченность именно таких заметок.

Этим объясняются также многообразие противников, их различная диалектическая функция и, наконец, различный характер диалогических фрагментов, обнаруживающих все градации дискуссионной техники, начиная с сухой формы катехизиса до самого страстного спора. Первый из этих типов сам по себе наименее интересный. Мы встречаем здесь то смену вопросов и ответов, то формулировку какого-нибудь положения в вопросительной форме, к которой примыкают затем в виде ответа соответствующие данные или доказательства [В рукописях имеются многочисленные примеры изложения в форме катехизиса. Приведем один из них. Вопрос: «Почему тяжесть не остается на своем месте?" Ответ: «0на не остается, потому что не встречает никакого сопротивления". Вопрос: «И куда она будет двигаться?" Ответ: „Она будет двигаться по направлению к центру (земли)". Вопрос: „А почему не по другим линиям?" Ответ: „Потому что тяжесть, не встречающая никакого сопротивления, будет идти в глубину кратчайшим путем, а самое глубокое место — это центр мира (т. е. земли)" и еще целый ряд вопросов и ответов. См Рихтер, т. II, § 860. Аналогичные случаи у Рихтера, т. 1,§ 135, 184, 196, 291, 305, 451; II, § 895, 1219. Среди них встречается еще много других примеров, не представляющих каких-нибудь особенностей.]. Дело идет здесь, очевидно, о формулировке, имеющей педагогическое значение, и об изложении технических или научных вопросов. В полемических спорах и доказательствах, принимающих обыкновенно более разнообразную и интересную форму, сперва излагается взгляд какого-нибудь противника, затем следует опровержение его, по большей части в виде противопоставления взглядов и идей самого Леонардо. Но иногда противник появляется в ходе лишенного полемического характера рассуждения, которое затем теряет многое в своей ясности вследствие внезапного перерыва и отклонения от вопроса, а то и вообще перестает носить характер логического изложения [Хороший пример такого расположения материала см. у Рихтера, т. II, § 896, другие у Solmi, Frammenti, стр. 89 и между стр. 65 и 110.]. В подобных полемических заметках ход мысли еще значительно неспокойнее, непоследовательнее и запутаннее, чем в изложении фактов и мнений, ибо в этом случае диалектике принадлежит руководящая роль, и она порождает то гневные и страстные насмешки, то едкое издевательство, то иногда двусмысленные и грубые выражения. Здесь Леонардо показывает себя мастером иронии [Эти особенности обнаруживаются в вышеприведенных фрагментах, а также в приводимых у Рихтера местах, II, § 1205—1215. Подробный фрагмент в выше цитированных листах ,,Anatomia" не вошел ни в один из названных сборников из-за своего неприличного характера. В дальнейшем мы рассматриваем самые выдающиеся из полемических фрагментов Леонардо].




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ